Женщины режиссеры и их великолепные фильмы
04-02-2014
Из всех сфер деятельности, в которой человек хоть каким-то образом может себя проявить, режиссура отмечена наименьшей степенью равноправности. Среди женщин едва ли найдется много представительниц такой профессии, а известность снискали совсем немногие. Но все они, женщины режиссеры, стоят того, чтобы о них упомянуть.
Женщин мало в актерском цеху, да и в тяжелых киношных профессиях (дольщики, осветители и прочие) их практически нет. В какой то мере эта ситуация связана с неким мужским шовинизмом, который препятствует поиску женщинами своего пути в мире кинобизнеса.
Больший процент составляют женщины в таких профессиях, как ассистент по реквизиту, костюмер, гример. Но, заметим, что их труд сродни рабскому, ведь они всегда подневольны. А вот должности продюсеров, композиторов, режиссеров, более вероятно, занимают мужчины.
Все, что пытается вырасти женского в этой жаркой бескрайней пустыне, именуемой кинематографом, сразу попадает под пристальное внимание и получает особый статус. Женщины режиссеры либо же начинают снимать женское кино, чем не очень-то привлекают основную массу зрителей, либо же расширяют свой «кинематографический кругозор» и этим сразу же обращают на себя внимание.
Известные женщины-режиссеры
Иногда мужское и женское режиссерское начало сходятся в состязании. Так случилось в 2010 году, когда бывшие муж и жена (Дж.Кэмерон и Кэтрин Бигелоу) вознамерились помериться силами. Выбор стоял между самым кассовым трехмерным фильмом или наиболее некассовым продуктом во всей истории (первым женским фильмом, попавшим в номинацию). Ясно, что победу одержала женщина. Ее фильм носил, самое что ни на есть, мужское шовинистическое название – «Повелитель бури».
Кэтрин Бигелоу
Расскажем немного о творчестве и эпизодах из жизни Кэтрин Бигелоу. Выглядящая как амазонка (рослая, мускулистая леди), внушает мысль, что она сама способна на многие действия, присущие ее героям.
Возьмем хотя бы картину «На гребне волны», вышедшую в 1991. Там мы найдем небольшой эпизод, по которому можно многое сказать о создателе: голая женщина бьет агента ФБР (Киану Ривза) в душевой, как какой-то манекен. И, взглянув на саму Бигелоу, начинаешь верить, что и она бы так смогла. Да, она увлекается верховой ездой, но вторая ее страсть – это убийства, которые она воплощает на экране.
Тема насилия была интересна Кэтрин еще со времен учебы. Она проводила исследования о привлекательности таких сцен в кино. Результаты же своих изысканий она представила в дипломной работе «Подстава». Тематика ее картин разнообразна: банды байкеров («Нелюбимые»), банды вампиров («Рядом с тьмой»), восторг от обладания огнестрельными оружием («Вороненая сталь»).
В жизни Кэтрин Бигелоу важную роль сыграл известный мастодонт Голливуда Джеймс Кэмерон. Они поженились, когда ей уже исполнилось 38 лет. Но семья просуществовала недолго (около 2 лет), поскольку успех жены после фильма «На гребне волны» не давал завистливому мужу покоя. Ну, надо же! Именно женщиной был снят экшен, который и стал отправной точкой для развития фильмов подобного жанра.
В этом фильме при довольно упрощенном сюжете все погони и взрывы, проделанные каскадерами и актерами, выводят его на вершину того времени, в котором он родился. Даже отсутствие логики, противоречие законам физики или другие недочеты не могут перечеркнуть того, что сцены были сняты отменно.
Попытки Кэтрин Бигелоу проявить себя в футуристическом жанре, которые она предприняла с картиной «Странные дни» в 1995 году, а также с мелодрамой под названием «Вес воды» и драмой на военную тематику «К-19: корабль вдов», оказались провальными по кассовым сборам. Со своим «Повелителем бури» в 2009 году она ворвалась в ряды оскароносцев и заняла там почетное место, получив награду за режиссуру.
Кира Муратова
Еще одной несравнимой личностью среди женщин-режиссеров является Кира Муратова. Особая загадочность выделяет ее на фоне других творческих личностей постсоветского пространства.
Ее считают украинским, но русскоязычным режиссером. Тем не менее, родилась она в Румынии, до войны. Отец ее, один из руководителей подпольной Компартии, Юрий Коротков. По какой-то причине Киру Муратову по батюшке величают Георгиевна.
Возможно, созвучия Юрий и Георгий сыграли свою роль. В послевоенные годы Компартия Румынии вышла из подполья, мать Киры стала министром культуры. Киру, в таком случае, можно считать румынкой. Возможно, найдется не так и много людей, не просто понаслышке составивших мнение о Кире Муратовой и ее творчестве, а видевших ее фильмы. Просто охарактеризовать ее как режиссера, чьи фильмы снимаются для узкой аудитории, это даже не начать говорить о ней.
Фильмы Киры Муратовой
Первым произведением Муратовой, вышедшим в количестве пяти экземпляров, был фильм «Короткие встречи», который снят еще в 1967 году. «Визиткой» или даже можно сказать «фишкой» режиссера стало то, что она очень старательно готовит картину, но потом ее смотрят только те, на кого они рассчитаны в первую очередь, то есть критики и журналисты (и она им за это платит). Но, как видим, Кира Георгиевна не чувствует себя обделенной, живет в центре Одессы со вторым мужем Евгением Голубенко и продолжает творить.
Немногие мужчины-режиссеры могут похвастаться таким же добротным послужным списком, как у Киры Муратовой. У нее 14 полнометражных картин. А у многих коммерческих режиссеров и того нет. Недавно вышла картина «Мелодия для шарманки». Ее, как и многие произведения до этого, не увидели широкие массы зрителей. Но ведь у режиссера постоянно есть деньги на новые картины.
Значит, есть источники, из которых она берет финансирование. Возможно, дело в том, что многие фильмы, и последний в том числе, получают высокие награды на разных фестивалях. В картинах Муратовой для посвященного, филигранного зрителя, которыми являются кинокритики, кроется что-то такое, чего обычному зрителю увидеть не под силу. И вот, после таких фестивалей идут разговоры о творчестве Муратовой, они доходят до тех, кто задумывается, а не дать ли денег, раз этот режиссер настолько талантлив.
На примере этих замечательных женщин и их работ можно сделать вывод о том, что женский взгляд на кино ни чуть не хуже мужского. И фильмы, в которых режиссер или помощник режиссера были женщины, заслуживают отдельного внимания.
Видео: Женщины-режиссеры российского кино