«Вероника Марс» – лидер краудфандинга
22-05-2012
В последнее время гораздо чаще мы становимся невольными свидетелями сокрушительных провалов. Не только блокбастеры с бюджетом в сотни миллионов, но даже камерные киноленты, обласканные разнообразными профессиональными призами, не вызывают эмоций в сердцах зрителя. Вполне возможно, что настало время вместо попыток экономить, где нужно и ненужно, или урезать бюджеты целых жанров, принять за основу инновационную бизнес-модель, напрямую связанную со зрителем. Например, активно развивать краудфандинг.
Суть понятия «народное финансирование» заключается в следующем. В глобальной сети существует некая площадка, зарегистрировавшись на которой, любой пользователь получает возможность оставить подробное описание своей идеи с указанием точной суммы, которая необходима ему к определенной дате. В случае, если идея найдет поддержку у остальных посетителей ресурса, они переведут деньги с помощью популярных электронных платежных систем. Кто сколько может.
Если окончательная сумма к указанному сроку будет собрана, автор идеи получает ее и тратит на реализацию своего проекта, с последующим финансовым отчетом. Если необходимая сумма собрана не будет, проект считается несостоявшимся, и деньги возвращаются инвесторам. По этой схеме в 2012 году Дэвид Финчер собрал недостающие средства для продолжения анимационного фильма «Головорез», не заинтересовавшего крупные голливудские киностудии.
В марте 2013 подобным способом были собраны средства для финансирования работы над созданием полнометражной версии известного сериала «Вероника Марс». И если проекту Финчера было достаточно 400 тысяч долларов, то пожертвования для «Вероники Марс» измерялись миллионами. Некоторые издания, комментируя эту новость, предлагают сделать пожертвования не безвозмездным.
На данный момент, в период «дикого краудфандинга», благородные инвесторы получают только сувениры с символикой и прочие мелкие бонусы, а в дальнейшем необходимо предусмотреть четкую систему премирования. Допустим, пожертвование в сумме 10 долларов автоматически предполагает получение билета на сеанс будущего фильма. Сумма в 100 долларов — билеты на премьерный показ, 10 тысяч — разрешение посещать съемочную площадку и возможность брать автографы у любимых актеров, 100 тысяч — эпизодическая роль с посещением закрытого показа для руководства киностудии и съемочной группы.
Возможно, только тогда раздутое эго некоторых звезд и неумелые действия отдельных менеджеров прекратят ставить целые жанры кино на грань выживания, и критики перестанут искать виноватых в провалах «Джонов Картеров» и абсолютно безликих прокатах обласканных всяческими призами и наградами «Повелителей бурь».